г. Чебоксары Чувашской Республики

2021.07.05 О заключении концессионного соглашения

Докладчик - Заместитель главы администрации по вопросам ЖКХ Филиппов Владимир Иванович.

Место – администрация города Чебоксары, городская планерка.

О заключении концессионного соглашения.

На прошлой неделе нами был принят ряд решений в части сферы ЖКХ города Чебоксары. Одно из самых тяжелых и востребованных – это заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения. История этого вопроса достаточно долгая, давайте посмотрим как это происходило.

  В муниципальной собственности имеется 48 котельных, в том числе 4 угольных котельных в Заволжской части города. Тепловая энергия и горячая вода подаются потребителям через тепловые сети общей протяженностью 686 км. Для приготовления горячей воды и обеспечения технологического процесса функционирует 39 центральных тепловых пунктов, насосных станций и камер смешения.

Имущественный комплекс, обеспечивающий город теплом, имеет достаточно высокий износ. 32 котельных функционируют более 25 лет, 10 котельных от 10 до 25 лет и всего 6 котельных работают менее 10 лет. Износ котельных оценивается в 84%, а это довольно критично.

Тепловые сети имеют схожие характеристики: 57% сетей не перекладывались более 25 лет, 29% более 10 лет и всего 14% заменены в последние 10 лет. Износ оценивается в 81%, что тоже не радует.

Многие из вас помнят, что до 2018 года объекты теплоснабжения находились под управлением ООО «Коммунальные технологии». Во многом, состояние объектов объясняется недостаточностью вложений данного юридического лица в их содержание обновление.

С середины 2018 года эксплуатацией теплосетевого имущества занимается вновь созданное МУП «Теплосеть».  Ежегодно муниципальное предприятие получает убыток около 100 млн рублей. Чтобы переломить ситуацию необходимо обновить имущественный теплосетевой комплекс. Одним из вариантов кардинального изменения ситуации является заключение концессионного соглашения.

  О своем намерении заключить концессионное соглашение ПАО «Т Плюс» впервые заявило в августе 2019 года. В администрацию города поступил запрос о предоставлении информации. Больше года потребовалось предприятию, чтобы подготовить инициативную заявку на заключение концессионного соглашения. Первая версия такой заявки поступила в сентябре 2020 года. Однако, ни администрация города ни Кабинет Министров в представленной редакции концессионное соглашение подписывать не согласились. ПАО «Т Плюс» было предложено доработать проект концессионного соглашения.

  В ноябре 2020 года от т плюс поступила откорректированная инициативная заявка. Она была согласована всеми сторонами в феврале 2021 года и выложена на сайте торгов для поиска возможных заинтересованных инвесторов. Такой инвестор появился, представил необходимую информацию и мы начали подготовку конкурсной документации.

  Перед подготовкой конкурсной документации с период с 26 марта по 2 апреля были проведены встречи с жителями города, депутатами и экспертами отрасли. При подготовке конкурса были учтены самые критичные замечания, поступившие в ходе публичных обсуждений.

  С 18 мая по 29 июня 2021 года проводился прием заявок на участие в конкурсе. Поступила единственная заявка, в связи с чем конкурс признан несостоявшимся. В соответствии с требованиями законодательства в адрес единственного участника – ПАО «Т плюс» было направлено предложение о заключении соглашения на условиях конкурсной документации. Потенциальный концессионер на предложенные условия согласился и уже 2 июня мы в его адрес направили на подписание проект концессионного соглашения. 

Как я уже говорил, 26 марта в большом зале администрации города мы провели общественные обсуждения инициативы ПАО “Т Плюс”. На встрече присутсовавало больше 100 человек. Мнения граждан разделились: были как сторонники, так и противники заключения концессионного соглашения.

В большей степени противники привлечения частного партнера сомневаются в исполнении концессионером своих обязательтсв.

По результатам проведенных публичных обсуждений в проекте концессионного соглашения произошли кардинальные изменения.

Больше всего нареканий у горожан вызывали: объем перекладки тепловых сетей в первые года действия концессионного соглашения, размеры штрафов и меры ответственности концессионера за недостижение целей заключения концессионного соглашения.

По результатам публичных обсуждений в проекте концессионного соглашения:

1.Пересмотрен объем перекладки тепловых сетей. Теперь концессионер будет обязан перекладывать не менее 29 км сетей в год. В предложении Т плюс в первые 3-4 года действия соглашения объемы перекладки были минимальными - от 7 до 11 км.

2.Увеличили размер штрафов для концессионера со 100 рублей до 1 млн рублей и отменили нештрафуемое отклонение в показателях надежности и энергетической эффективности

3.Размер банковской гарантии концессионера вырос с 3 до 5% от объема годовых инвестиций (среднегодовой объем инвестиций – почти 500 млн рублей)

4.Теперь прямо по тексту соглашения прописано, что в случае расторжения соглашения по вине концессионера, вложенные им деньги возврату не подлежат

5.Сократили перечень объектов, передаваемых по соглашению. В муниципальной собственности оставляем 5 зданий. Думаю, коллеги из комитета по управлению имуществом уже знают что с ними делать.

Концессионным соглашением предусматривается обновление абсолютно всего муниципального имущества, задействованного в теплоснабжении. Объем инвестиций по соглашению составит около 19 млрд рублей, в т.ч. В первые 4 года концессионер обязан привлечь собственные денежные средства в объеме почти 1 млрд рублей. Такое опережающее финансирование позволит выполнить большой объем работ и повысить эффективность котельных и тепловых сетей.

Имущество по концессионному соглашению предполагаем передать с 01 августа этого года.

Хочу отдельно отметить, что персонал МУП «Теплосеть» не останется без работы. Концессионер в порядке перевода забирает основную часть персонала. Персонал, задействованный  в обслуживании имущества, которое не перейдет по концессионному соглашению, сейчас распределяем по муниципальным предприятиям. В любом случае ни один человек не останется без работы.

Конечно, всем интересны тарифные последствия от заключения концессионного соглашения.

Тарифная модель концессионного соглашения строится на переходе города Чебоксары в ценовую зону теплоснабжения. Соответствующее Распоряжение Правительства РФ принято 26 декабря 2020 года.

В данной модели тариф у потребителей, запитанных от муниципальных котельных в ближайшие 2 года расти не будет. А в зоне деятельности ТЭЦ тариф будет расти ускоренными темпами. В целом по городу плата граждан за услуги ЖКХ при этом будет расти в пределах индексов роста платы граждан, доведенных до Чувашской Республики Правительством РФ.

Тарифы в зоне муниципальных котельных и ТЭЦ-2 (в Новоюжном и Северо-западных районах) сравняются во второй половине 2025 года. В целом по городу на единый тариф мы перейдем в течение 14 лет. Больше всего времени займет выравнивание тарифов для  потребителей запитанных от ТЭЦ-2 напрямую, не через муниципальные сети.

Отдельно хочу остановиться на ответственности концессионера.

Согласно проекту концессионного соглашения к существенным условиям, нарушение которых влечет за собой расторжение соглашения входят: нарушение сроков создания и или реконструкции объектов теплоснабжения, прекращение или приостановление деятельности по теплоснабжению города или не достижение показателей надёжности и энергетической эффективности теплосетевого комплекса.

Основным инструментарием администрации города являются предусмотренные пунктом 14.7 проекта соглашения штрафы. Сейчас за просрочку создания или реконструкции объектов предусмотрена стандартная финансовая ответственность в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦР РФ за каждый день просрочки и штраф в размере 1 млн рублей за нарушение показателей надежности и энергетической эффективности.

На слайде представлен пример, как будет работать система штрафов. Например, в приложении 13 установлен показатель по аварийности на тепловых сетях. Он измеряется в количестве аварий на 1 км сетей. На 2021 год этот показатель составляет 0,68 аварий на км, или по всему городу за год должно произойти не больше 452 аварий. Это вполне реальная цифра.

С учетом пункта 14.7 проекта соглашения, в случае, если концессионер превысит плановое количество аварий, мы можем его оштрафовать на 1 млн рублей. Однако, у нас есть и другие способы мотивации концессионера выполнить обязательства.

Второй путь – приметить обеспечение банковской гарантией. В таком случае,  мы в бюджет города получим не 1 млн рублей, а уже 2 млн 430 тыс. Но этот путь связан с правовыми рисками, т.к. после использования нами банковской гарантии банк начнёт судебные процедуры с концессионером, а концессионер, возможно с нами.

В крайнем случае мы можем пойти по третьему пути – пути расторжения концессионного соглашения. Процесс, я думаю, будет также связан с судебными тяжбами и может занять годы. Поэтому планируется создать отдельное казенное учреждение, которое будет заниматься контролем над концессионером.

Осуществление контроля за концессионером силами существующих муниципальных служащих не представляется возможным. Поэтому мы предлагаем создать новое казенное учреждение в функции которого будет входить контроль за исполнением инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. По нашим подсчетам штатная численность нового казенного учреждения должна составить 24 человека. , в том числе 12  человек – в сфере контроля в ценовых зонах теплоснабжения и непосредственно концессинера.