2020.02.10 Об итогах работы Управления муниципального контроля за 2019 год и задачах на 2020 год

Докладчик  - начальник управления муниципального контроля Ольга Тумаланова.

Место – администрация города Чебоксары, городская планерка.

Управление муниципального контроля (далее – УМК) функционирует               в соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.06.2016 № 343 «О внесении изменений в структуру исполнительно - распорядительного органа города Чебоксары-администрации города Чебоксары» с 01.07.2016.

В соответствии с Положением об УМК, утвержденным распоряжением администрации города Чебоксары от 24.04.2017 № 73-лс, Управление осуществляет муниципальный жилищный и муниципальный земельный контроль.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

На основании материалов мероприятий по контролю, проведённых отделом муниципального земельного контроля, подготовлено и направлено                  в суд  138 исковых заявлений (АППГ – 80). Всего в производстве было в течение года 219 дел (АППГ – 156), из них по состоянию на 01.01.2020 в стадии рассмотрения 80 (АППГ – 52).

По итогам года сотрудники УМК приняли участие в более 500 судебных заседаниях (с начала 2018 года до назначения нового руководителя УМК учет                       не велся).

В 2019 году судами различных инстанций  удовлетворено 144 исковых заявления (АППГ – 52), отказов УМК от поданных исков за истекший период не было.

По всем решениям, вступившим в законную силу, запрошены исполнительные листы и направлены для возбуждения исполнительного производства в службу судебных приставов.

За отчетный период в удовлетворении исковых требований УМК отказов не было (АППГ – 5 отказа), также УМК не отказывалось                             от предъявленных исков (АППГ – 3).

В 2019 году органом муниципального земельного контроля проведен ряд мероприятий по контролю, при проведении которых  не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Так, мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проведены в отношении земельных участков, занятых: АО «Строительный трест № 3», ООО «ИКАР», индивидуальным предпринимателем Никитиным И.Н., индивидуальным предпринимателем Павловым М.П., СХПК «САД», ООО «Остров детства», ТСЖ «Парковый», ООО «Байкал-Алко», ООО «Кейсистемс», СНТ «Ивушка», ООО «СЕРВ».

В 2019 году УМК в суд направлено 12 исковых заявлений                                        об освобождении муниципальных земельных участков в отношении следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: индивидуальный предприниматель Никифорова Е.О. (дело  № А79-922/2019),                                          АО «Строительный трест № 3» (дело № А79-5319/2019), АО «Строительный трест № 3» (дело № А79-9261/2019), СХПК «Сад» (дело № А79-9658/2019), ООО «ИКАР» (дело № А79-9657/2019), индивидуальный предприниматель Чаава Е.О. (дело № А79-9854/2019), ООО «Остров детства» (дело № А79-10563/2019), ТСЖ «Парковый» (дело № А79-10698/2019), ЗАО «Фирма ТЕСС-инжиниринг» (дело № А79-11967/2019), ООО «Мирный 1» (дело № А79-13129/2019), СНТ «Ивушка» (дело № А79-14601/2019), ООО «Байкал-Алко» (дело №А79-14514/2019), ООО «Кейсистемс» (дело №А79-14837/2019).

Действия сотрудников органов муниципального земельного контроля УМК в 2019 году в судебном порядке не оспаривались.

Административными комиссиями районов города Чебоксары проведено 150  заседаний (АППГ - 172), рассмотрены 12 484  (АППГ- 4280) административных материала, наложено штрафов на общую сумму 12 908,85 тыс. руб. (АППГ - 4 743,8 тыс. руб.), взыскано – 5 273,08  тыс. руб. (АППГ -2 799, 893 тыс. руб.).

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

ПО ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ.

Муниципальный жилищный контроль на территории города Чебоксары осуществляется отделом муниципального жилищного контроля УМК.

           Муниципальный жилищный контроль осуществляется в порядке                                 и в пределах, предусмотренных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в форме проведения плановых и внеплановых проверок.

           В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации                        в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

           Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ определено 18 оснований для проведения внеплановых проверок, из которых 8 оснований было добавлено в течение последних четырех лет (без увеличения штатной численности отдела):

           1) о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домах (введен ФЗ от 31.12.2017 № 485-ФЗ с 18.01.2018);

           2) требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива;

           3) порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом;

           4) решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме;

            5) решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

           6) порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;

           7) порядку содержания общего имущества собственников помещений
в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме;

           8) о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном дом (введен ФЗ от 29.05.2019 № 116-ФЗ с 09.06.2019);

           9) к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (введен ФЗ от 27.2018 № 558-ФЗ                           с 08.01.2019);

           10) о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

           11) о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

                     12) о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (введен ФЗ                 от 28.12.2016 № 469-ФЗ с 29.12.2016);

                      13) нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (введен ФЗ от 28.12.2016                      № 469-ФЗ с 29.12.2016);

                     14) несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (введен ФЗ                 от 28.12.2016 № 469-ФЗ с 29.12.2016);

15) нарушения правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (введен ФЗ от 31.12.2017 № 485- ФЗ с 18.01.2018);

16) о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям               и нанимателям жилых помещений в таких домах (введен ФЗ от 21.07.2014                     № 217-ФЗ с 23.07.2014);

17) к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений (введен ФЗ от 21.07.2014 № 217- ФЗ с 23.07.2014);

18) о фактах нарушения органами местного самоуправления,  ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе (введен ФЗ                       от 31.12.2017 № 485-ФЗ с 18.01.2018).

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» с 13.11.2017 Управление осуществляет государственные полномочия Чувашской Республики, обеспеченные субвенциями, по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в части:

1)поддержания архитектурного облика многоквартирного дома
в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

2)работ по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;

3)содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома;

4)осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями
за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа                            в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам                                    и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества                              в многоквартирном доме.

Таким образом, УМК реализует контрольные полномочия по 22 направлениям в сфере ЖКХ, из них за последние 4 года добавилось 12 направлений.

С целью выполнения задач по муниципальному жилищному                                и лицензионному контролю на территории города Чебоксары в 2019 году проведено 374 мероприятия по контролю, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований жилищного законодательства, из них 75 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами,  165 проверок в рамках осуществления муниципального жилищного контроля, 134 проверок по лицензионному контролю (АППГ – 198, рост в 1,9 раза).

По результатам проверок выявлено 1402 нарушения, из них 145 нарушений в ходе осуществления муниципального жилищного контроля, 71 – лицензионного контроля, 1186 – в ходе осуществления мероприятий                               по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.

                     В количественном соотношении по видам выявленные нарушения                               за 2019 год распределены следующим образом:

           несоблюдение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда – 1356 нарушений (97 % от общего количества нарушений);

           нарушение порядка начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, осуществления  расчетов с РСО –  46 нарушений (3 % от общего количества нарушений).

На устранение выявленных нарушений выдано 114 предписаний (АППГ – 75).

В результате принятых мер в отчетном периоде устранено 1244 нарушений жилищного законодательства (89% от общего количества выявленных нарушений), информация по остальным нарушениям на отчетную дату в УМК не поступила (срок исполнения не истек).

В рамках профилактических мероприятий в 2019 году выдано 427 предостережений.

За несвоевременное или неполное исполнение предписаний органа муниципального жилищного контроля возбуждено 18 дел                                                об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (АППГ - 11):

1 дело  в отношении ООО УК «Лапсарская»;

1 дело  в отношении    ООО «Горизонт»;

1 дело  в отношении ООО «Домоуправление»;

2 дела  в отношении ООО «Жилкомсервис-1»;

2 дела  в отношении ООО «УК «Теплый дом»;

2  дела  в отношении ООО «Новоюжный Калининского района»

4 дела  в отношении ООО «Байконур-Сервис»;                

4 дела  в отношении ООО «Жилстандарт».

1 дело  возбуждено в отношении физического лица.

По результатам рассмотрения мировыми судьями дел                                       об административных правонарушениях  управляющие организации                             (ООО «Жилкомсервис-1», ООО «Горизонт», ООО «Байконур-Сервис»,                        ООО «Жилстандарт»,  ООО «УК «Теплый дом») и их должностные лица,                        а также одно физическое лицо привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму                   63,3 тыс. руб. (АППГ – 18 тыс. руб.):

По 2 делам об административном правонарушении  в отношении                    ООО «Жилкомсервис-1» и ООО УК «Лапсарская» производство прекращено  на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, т.е. не по реабилитирующим основаниям.

Дела об административном правонарушении в отношении                                     ООО «Домоуправление» и ООО «Новоюжный Калининского района» находятся   в стадии рассмотрения.

В 2019 году 4 (АППГ- 2) управляющими организациями обжалованы                                     в Арбитражный суд Чувашской Республики 5 (АППГ- 1) предписаний                       об устранении нарушений обязательных требований, выданных УМК. Законность выдачи 1 предписания (ООО «УК «Лапсарская») органа муниципального жилищного контроля подтверждена судебным решением,                   4 дела находятся в стадии рассмотрения (1 - ООО «Вертикаль», нарушение существенных условий договора управления; 2 - ООО «Новоюжный Калининского района», нарушение порядка определения платы за содержание жилого помещения, 1 - ООО «Домоуправление», нарушение порядка определения платы   за содержание жилого помещения,).

Положительные примеры, суд повредил законность предписаний УМК: ООО «Текстильщик». ООО «УК «Лапсарская».

УМК инициировано судебное разбирательство с ООО «Вертикаль»          (в судебном порядке исполнить требования предписания).

Также сотрудники УМК на основании Федерального закона                            от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» привлекались органами прокуратуры к проведению совместных проверок соблюдения требований жилищного законодательства. За указанный период проведено 87 (АППГ - 65) совместных проверок в отношении 136 управляющих организаций (АППГ – 65),  из них 60 проверок в отношении исполнителей коммунальных услуг (АППГ- 53), имеющих наиболее высокую просроченную задолженность    за потребленные ресурсы.

Все материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

По направленным материалам органами прокуратуры в 2091 году внесено 111 представлений об устранении нарушений жилищного законодательства, привлечены к административной ответственности 129 юридических и должностных лиц, наложено штрафов по сформированным                 и рассмотренным материалам  на общую сумму 1189,7 тыс. руб.

Всего для принятия мер по подведомственности (органы прокуратуры, ГЖИ, Роспотебнадзор) направлено 207 материалов проверок в отношении 256 управляющих организаций и физических лиц (АППГ – 115 в отношении 118 УО), из них в органы прокуратуры (87 в отношении  136 УО, ГЖИ - 110                      в отношении 110 УО, Роспотебнадзор -  10 в отношении 10 УО). 

В 2019 году возбуждено 1 уголовное дело по ч. 2 ст. 165 УК РФ                       в отношении должностных лиц ООО «УК №1» (расчёты с РСО).

По итогам проверок населению города Чебоксары произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в сторону ее уменьшения, а также уменьшена (погашена) задолженность в части осуществления расчетов  с ресурсоснабжающими организациями всего  на общую сумму                      7 млн. 323 тыс. руб. (АППГ -2 млн. 831 тыс. ).

Всего за период осуществления муниципального жилищного контроля, т.е. с июня 2013 года, населению города Чебоксары произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в сторону ее уменьшения на общую сумму 13 284 974,20 руб.