г. Чебоксары Чувашской Республики

2019.09.16 О проводимой работе по увеличению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования, в том числе о работе АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) в городе Чебоксары

К началу 2019 года число жителей города превысило 500 тыс. человек, а уровень автомобилизации за последние 10 лет вырос в 2 раза - с 60 тыс. до 120 тыс. единиц. Прирост автомобилей в Чебоксарах составляет 7-10 % в год. Общее количество автомобилей в пиковые часы на чебоксарских дорогах достигает до 170 тысяч авто в сутки.

Улицы и дороги центральной части г. Чебоксары, запроектированные и построенные в 60-70-е годы, не были рассчитаны на такое количество транспорта и к нашим дням исчерпали свою пропускную способность.

В целях сохранения пропускной способности городских дорог, а также обеспечения безопасности дорожного движения, МБУ «Управлением ЖКХ и благоустройства» с 2015 года введено автоматизированное управление светофорными объектами, на сегодняшний день к АСУДД подключено 69 из 137 существующих светофорных объектов.

АСУДД обеспечивает работу светофоров по разным программам в зависимости от времени суток, дней недели и интенсивности движения, а так же позволил организовать координированный режим управления светофорами («зеленую волну»), на участках дорог по Московскому пр., ул. Калинина, ул. Гагарина и пр. Тракторостроителей. Управление перекрестками, расположенными на въездах в город, позволило сократить скопление транспорта на въездах и выездах из города в выходные и праздничные дни.

Благодаря внедрению АСУДД стало возможно регулирование дорожного движения, как в автоматическом так и в ручном режиме. При возникновении заторов в часы пик оператор в ручном режиме может запустить «стресс-программу», в которой предусмотрена максимальная пропускная способность по необходимому направлению. Мировая практика применения АСУДД показывает, что оптимизация посредством регулирования светофоров может улучшить пропускную способность до 15%.

         Мониторинг за дорожной ситуацией, проводимый операторами АСУДД показал, что необходимо дополнительно принимать меры для оптимизации движения транспорта, такие как уширение перекрестков с организацией поворотных полос или запрета левых поворотов.

В 2017 году выполнены мероприятия по уширению 5 перекрестков (ул. Гагарина с 50-лет Октября, ул. Гагарина от ул. Петрова до пр. Ленина, улиц Ленинского Комсомола и Пролетарская, проспекта Мира с Эгерским бульваром, проспекта Ивана Яковлева с ул. Ашмарина), обустройству 6 заездных карманов остановок общественного транспорта (ООТ «Детский мир», «Стрелка», «ул. Афанасьева»,ООТ «Свечкино», «Грибоедова»,ООТ «Мадагаскар»)

Так, например, проведенное уширение ул. Гагарина от ул. Петрова до пр. Ленина позволило увеличить пропускную способность участка на 20 %.

В 2018 году были предложены и без больших капиталовложений реализованы следующие мероприятия (по изменению разметки):

- увеличение количества полос на Президентском бульваре, организована полоса для правого поворота (результат: увеличение пропускной способности на 17%);

- увеличение количества полос на Эгерском бульваре на пересечении с ул. Хевешская, организована полоса для левого поворота (результат увеличение пропускной способности на 15%);

- увеличение количества полос на ул. Калинина на пересечении с ул. Ярославская, организована полоса для левого поворота (результат увеличение пропускной способности на 15%);

- запрет левого поворота на ул. К. Воробьевых на пересечении с ул. К. Маркса, увеличение количества полос на пересечении с Президентским бульваром, организована полоса для левого поворота (результат увеличение пропускной способности на 15%);

- увеличение количества полос на Московском пр. в районе ул. Водопроводная, организована полоса для левого поворота (результат: увеличение пропускной способности на 10%);

- запрет левого поворота на Московском пр. в направлении ул. Ак. Крылова.

- увеличение количества полос на ул. Гагарина на пересечении с пр. Ленина, организована полоса для левого поворота (результат увеличение пропускной способности на 15%);

В 2019 году работа по увеличению пропускной способности автомобильных дорог на улично-дорожной сети города Чебоксары продолжается:

- выполнены работы по строительству светофорных объектов на ООТ «Рябинка» (Эгерский б-р, д. 47), ООТ «Институт образования» (пр-т Максима Горького, д.7а).

- в преддверии проведения ремонтных работ Сугутского моста были предусмотрены мероприятия по изменению организации дорожного движения на пересечении ул. Энтузиастов и ул. З. Космодемьянской путем строительства светофорного объекта. Организован дополнительный выезд с ул. Энтузиастов в направлении северо-западного района, который пропускает в среднем 500 автомобилей в час.

- организован пофазный разъезд по Президентскому бульвару на пересечении с ул. К. Воробьевых для разделения встречных потоков транспортных средств;

- запрещен левый поворот с Московского проспекта (от ул. Кривова) на ул. 500-летия Чебоксар в целях уменьшения конфликтных точек;

- изменены направления движения по полосам на пересечении ул. Академика Крылова и ул. Пирогова г. Чебоксары в целях исключения пересечения транспортных потоков;

- запрещен левый поворот с ул. Калинина (при движении от ул. Николаева) на ул. Декабристов, также организован пофазный разъезд транспортных средств по ул. Калинина: стало возможным одновременное движение транспортных средств по ул. Калинина от ул. Гагарина в прямом направлении и левый поворот в направлении ул. Декабристов.

Выполнив вышеуказанные мероприятия, получилось организовать движение транспорта и повысить пропускную способность дорог в прямом направлении в центральной части города ул. Калинина, ул. К. Воробьевых, Московский проспект, а также по ул. Гагарина.

Работы по уширению перекрестков, изменения организации дорожного движения путем переразметки, запрета левых поворотов, организации пофазных разъездов и внедрение АСУДД позволило снизить образование заторов на улично-дорожной сети города Чебоксары, а также увеличить их пропускную способность дорог на 15%.

Согласно статистике улучшение условий движения транспорта на участках автомобильных дорог приводит к снижению аварийности на них, что соответствует стратегии национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог, целями которого являются уменьшение количества мест концентрации ДТП и смертности в них. Эти же цели предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В связи с ограничением движения на реконструкцию пр. И.Яковлева движение транспортных средств организовано по существующей улично-дорожной сети: пр. 9-ой Пятилетки, Эгерский бульвар, ул. Орлова, ул. Ашмарина и ул. Айзмана.

Вследствие чего произошло перераспределение потоков движения и направления их на Эгерский бульвар. Интенсивности движения транспорта по Эгерскому бульвару превысило пиковые значения и составляет в среднем 2500 авто/час, что вызвало образование затора на участке дороги по Эгерскому бульвару от пр. Тракторостроителей до ул. Ашмарина и на кольцевом пересечении пр. Тракторостроителей, пр. 9-й Пятилетки и Эгерского бульвара (кольцо «Шупашкар»).

Для повышения пропускной способности ул. Ашмарина и Эгерского б-ра приняты следующие меры по увеличению пропускной способности данных улиц:

 - увеличено количество полос для движения транспорта по ул. Ашмарина перед пересечением с ул. Орлова до 2-х путем установки дорожных знаков 5.15.1 «Направления движения по полосам»

- изменен режим работы светофорного объекта, расположеного на пересечении ул. Орлова и ул. Ашмарина, проведены мероприятия по подключению данного светофорного объекта к системе АСУДД, для оперативного управления режимами работы данного объекта

- увеличено время работы для транспорта светофорных объектов по Эгерскому бульвару от ул. Орлова до кольца «Шупашкар».

Для повышения пропускной способности и разгрузки в утренние часы пик кольцевого пересечения пр. Тракторостроителей, пр. 9-й Пятилетки и Эгерского бульвара (кольцо «Шупашкар») через пешеходный переход по пр. 9-й Пятилетки установлен светофорный объект с пофазным разъездом.

Проведенным мониторингом движения в утренние часы определено, что на участке дороги по Эгерскому бульвару от ул. Ашмарина до кольца «Шупашкар» среднее время движения составляет 10-15 минут.