15:45 Стезей служения искусству

Чувашской государственной академической сцмфонцческой капелле ныне исполняется сорок лет. Истоки коллектива в хоре Государственного комитета Чувашской  АССР по телевидению и  радиовещанию, созданном в 1967 году по инициативе первого его дирижёра, народного, артиста ЧАССР, заслуженного артиста РСФСР, композитора А. Г. Орлова-Шузъма.

Существовавший до 1992 года под крылом Гостелерадиокомпании хор сумел стать лауреатов Госпремии Чувашии им. К.В. Иванова (1987), дипломантом Международного фес­тиваля музыки в Венгрии (г. Дьёндьёш, 1988),   дипломантом I Международного фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург, 1991).

По   работе   мне   часто  приходилось общаться   с   художественными   руководителями и главными дирижерами кол­лектива - засл.   деятелем   искусств Чувашской Республики П.Г. Фёдоровым, а с 1980 года - с М.Н.. Яклашкиным. Народный артист России, лау­реат Госпремии Чувашии, Яклашкин стал инициатором многих важных начинаний в музыкальном искусстве. В их числе ре­организация хора в капеллу (1992) и создание в её составе симфонического оркестра (2000). Активная исполнительская деятельность капеллы позволила ей достигнуть статуса академического коллек­тива (1993).

Четверть века сотрудничества с Чу­вашским телевидением... Дуновением ветра промчалась часть эпохи с её яркими, неординарными творческими личностями событиями в мире музыкального искусст­ва. Хор Чувашского радио и телевидения был с первых выпусков моих музыкаль­ных передач на телевидении неизменным и желанным их участником.

Как-то после трансляций по ЦТ переда­чи «Хоровые произведения А. Васильева», исполнителем которых был хор, мне пришло письмо из далёкого Тирасполя. Молдаване благодарили за то, что смогли познакомиться с чувашской музыкой. Их покорила красота наших народных песен и мастерство их исполнения. Как я была горда за родное чувашское искусство!

Всесоюзным радио в исполнении хора было записано более двухсот произведе­ний современных авторов и композиторов прошлых эпох, которые и сегодня звучат в эфире. Огромное число записей хранится в фондах Чувашского радио и использу­ется в теле- и радиопередачах. Аудио- и грамзаписи произведений чувашских композиторов выпускались Всесоюзной фирмой «Мелодия» и а/о «Русский диск». Телепередачи с участием чувашско­го коллектива — «Слакбашские песни» Ф. Васильева и «Хоровые произведения А. Васильева»  не раз транслировались Центральным телевидением.

Хop Чувашского радио и телевидения, затем академическая  симфоническая капелла всегда  находились в центре самых значительных событий отечествен­ной музыкальной культуры. Коллектив был неизменным участником съездов, пленумов и концертов, организуемых Союзом композиторов СССР, России и Чувашии, Союзом концертных деятелей и министерствами культуры страны. Он выступал в Колонном зале Дома союзов, Рахманиновском зале Московской кон­серватории, в концертных залах «Россия» и Академии музыки им. Гнесиных, во Всероссийском Доме композиторов, на музыкальных фестивалях «Московская осень», «Панорама музыки России». Капелла всегда желанна на традиционном Фестивале музыки республик Поволжья и Приуралья.

Добрая дружба связывает коллектив с чувашскими композиторами. Творческой лабораторией, где ведутся поиски и дела­ются открытия, неизменным спутником композиторов в делах их Союза назвал в своё время хор народный артист РФ, лау­реат Государственной премии СССР ком­позитор Филипп Лукин. Сопровождая в качестве тележурналиста практически все концертные выступления и гастрольные поездки хора - капеллы, я была свидете­лем исполнительского рождения новых музыкальных произведений, их оценки слушателями и специалистами высшего ранга.

Ярким    художественным    событи­ем III фестиваля музыки компо­зиторов автономных   республик Поволжья   и   Приуралья,   проходившего в 1984 году в Чебоксарах, было исполнение хором Чувашской госу­дарственной телерадиокомпании баллады Ф. Лукина на стихи В.Ахуна «Бессмертье павших сыновей». Запомнились глубокие скорбно-драматические   чувства,   которые вызывала звучащая музыка с голо­сом чтицы - народной артистки СССР В. Кузьминой.

1987 год - коллектив выступает в концерте хоровой музыки композиторов Чувашии в секретариате Союза компози­торов РФ в Москве. Среди восторженных отзывов мнение Олега Галахова, заслужен­ного деятеля искусств РФ, секретаря прав­ления Союза композиторов России: «Хор, руководимый Морисом Яклашкиным, об­ладает великолепными возможностями, может исполнить музыку любой слож­ности, в том числе и самые крепкие сов­ременные произведения. Это профессио­нальный коллектив, его возможности без­граничны». Откликнулась на событие на страницах журнала «Советская музыка» в августе 1988 года татарский музыковед  М.Файзулаева: «Хоровая музыка, безуслов­но,  наиболее развитая и самобытная область творчества чувашских композиторов. Одна из причин: вы располагаете в настоя­щее время едва ли не лучшим коллективом такого рода в Поволжье, и, может быть, в РСФСР — хором Госкомитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию, возглавляемым истинным подвижником М.Н. Яклашкиным».

В 1988 году в Рахманиновском зале Московской консерватории прошёл автор­ский концерт Ф. Лукина. Обычно придир­чивый и даже капризный, на этот раз он был счастлив и доволен успехом, обеспе­ченным хорошим исполнением его произ­ведений. Тёплая дружба и взаимопонима­ние соединяли чувашского композитора с хором Гостелерадиокомпании, который к 80-летию мастера вокально-хоровой ли­рики записал диск-гигант «Калина крас­ная», выпущенный тиражом в 15 тысяч экземпляров.

Последние десятилетия были богаты творческими событиями. Мне, делегату Союза композиторов Чувашии, вместе с хором  Гостелерадиокомпании довелось принять участие в работе VI съезда Союза композиторов РФ. В 1990 году его началом
стал концерт в элитарном Рахманиновском
зале. Приятно было осознавать, что именно наши артисты открыли панораму съездовских концертов. Запомнилась атмосфера, накаляющаяся с каждым исполненным произведением. А потом - бурные аплодисменты, цветы... Столичный композитор Валерий Григоренкр тогда сказал:
«В Москве такие коллективы бывают нечасто».      

Событием исторического значения стал последний, VIII съезд Союза композиторов СССР, прошедший в марте 1991 года. Он собрал в Москве  ведущие коллективы страны, в чис­ле которых был хор Чувашского радио и телевидения. Радостно было осознавать, что мы - на равных с лучшими, как в творчестве, так и в исполнительском мас­терстве. Один из участников съезда, ре­дактор музыкальных передач Кабардино - Балкарского радио, мне много рассказы­вал о первом художественном руководи­теле и главном дирижёре хора Аристархе Орлове Шузьме, который в прошлом работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и тан­ца Кабардино-Балкарской АССР. Так вот, исполненные под его управлением про­изведения ныне входят в «золотой фонд» кабардино-балкарской классики и часто появляются в эфире.

В декабре 1991 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», на кото­рый был приглашен хор из Чувашии. О престижности этого форума говорят имена Ю.Тимерканов и Ю.Башмета, В.Спивакова и И.Ойстраха, М.Янсона. Потрясением и откровением для слушателей стали выступления американских артистов – всемирно известного скрипача И.Стерна, пианиста Е.Бронфмана и французского пианиста М.Рудь.

В Северной Пальмире чувашские ар­тисты дали два концерта. Первый состо­ялся в красивом, с великолепной акус­тикой зале старинного особняка - там располагался Союз концертных деятелей. На  выступлении присутствовали истосковавшиеся по родной культуре на­ши соотечественники, организовавшие в Санкт-Петербурге землячество «Аякри». Для слушателей исполнялись драматические произведения А. Васильева: часть из сюиты «Жаворонок» на стихи Г. Юмарта и первый хор из цикла «Бабье лето» на стихи В.Большовой. «Самое первое, что осталось отслушанного сегодня - это чувство радостимузыкантское и человеческое, чувство душевного, очищения», - так отозвался о концерте заместитель президента Союза концертных деятелей РФ, извест­ный советский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Утешев.

Запомнилось, как взволнованно и от­ветственно готовились артисты к выступ­лению в Смольном соборе. Входивший в комплекс Смольного монастыря, но при­надлежавшей Смольному институту, собор этот был построен в  середине XVIII века. В знаменитом храме своё искусство показывали все лучшие хоры России и бывших союзных республик, выступали зарубежные коллективы. Концерт запи­сывали наш телеоператор и телевидение Санкт-Петербурга. Камера запечатлела уникальную архитектуру собора, строгие лики святых на фресках и иконах и ли­ца слушателей, словно растворившихся в звучащей музыке, погружённых в глуби­ны чувств, устремлённых взорами ввысь. Возникало полное ощущение того, что мы находимся на церковной службе, а не на светском концерте. «Получил огром­ное удовольствие. Даже не ожидал, что коллектив, выступит на таком высоком не только профессиональном, но и твор­ческом, уровне. Прекрасную лепту внесли чувашские музыканты в создание первого фестиваля «Рождественских музыкальных встреч в Северной Пальмире», - проком­ментировал концерт А. Утешев.

На VII съезде Союза композиторов РФ, который проходил в 1995 году, для испол­нения произведений отечественных авто­ров в Москву вновь был приглашен наш хор - уже Чувашская государственная академическая капелла. Как отметил чувашский музыковед, доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев, музыканты испол­няли произведения, доступные по уровню, только самым высокопрофессиональным коллективам.  Вспоминаются кадры, запечатлевшие уставшего, полностью выло­жившегося на концерте М. Яклашкина - несколько растерянного и одновременно счастливого, кланяющегося на фоне шква­ла заключительных аплодисментов и моря цветов.

Гостелерадиокомпания «Чувашия» никогда не теряла связей с ака­демической капеллой.             В 1996 го­ду была снята передача «Ака-суха юрри» (Поклонение Земле и пред­кам), в которой коллектив исполнил но­вое хоровое произведение А. Васильева. Телевидение мощно поддержало компози­тора и дирижёра. В 1997 году А. Васильев и  М. Яклашкин за создание и исполнение этого сочинения были удостоены званий лауреатов Госпремии республики.  

Выступления хора - капеллы те­левидение запечатлело в снятых при моем участии передачах, о творчестве чувашских композиторов  В. Ходящева,  Ф. Лукина, А. Васильева, А. Асламаса, поэ­тов-песенников А. Кибеча и А. Лукашина. Исполняемая им музыка звучит в телефильмах «Музыка, сцена, судьба...», «Дорога, которую я  выбрал». С оператором телевидения и капеллой мне привелось побывать и в Нижнем Новгороде. Итогом стала передача, посвящённая 50-летию Нижегородской консерватории, воспитав­шей для Чувашии несколько поколений музыкантов.

В 2000 году при поддержке Президента республики Н.Федорова в составе капеллы начал функционировать симфонический оркестр. Это неизмеримо расширило исполнительские возможности коллектива, основная деятельность которого направлена на возрождение и сохранение духовных ценностей родного народа.

 

СВЕТЛАНА МАКАРОВА,

музыковед,

член Союза композиторов России,

заслуженный деятель искусств Чувашии



01 августа 2007
00:00
Поделиться