15:45 Стезей служения искусству
Чувашской государственной академической сцмфонцческой капелле ныне исполняется сорок лет. Истоки коллектива — в хоре Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию, созданном в 1967 году по инициативе первого его дирижёра, народного, артиста ЧАССР, заслуженного артиста РСФСР, композитора А. Г. Орлова-Шузъма.
Существовавший до 1992 года под крылом Гостелерадиокомпании хор сумел стать лауреатов Госпремии Чувашии им. К.В. Иванова (1987), дипломантом Международного фестиваля музыки в Венгрии (г. Дьёндьёш, 1988), дипломантом I Международного фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург, 1991).
По работе мне часто приходилось общаться с художественными руководителями и главными дирижерами коллектива - засл. деятелем искусств Чувашской Республики П.Г. Фёдоровым, а с 1980 года - с М.Н.. Яклашкиным. Народный артист России, лауреат Госпремии Чувашии, Яклашкин стал инициатором многих важных начинаний в музыкальном искусстве. В их числе реорганизация хора в капеллу (1992) и создание в её составе симфонического оркестра (2000). Активная исполнительская деятельность капеллы позволила ей достигнуть статуса академического коллектива (1993).
Четверть века сотрудничества с Чувашским телевидением... Дуновением ветра промчалась часть эпохи с её яркими, неординарными творческими личностями событиями в мире музыкального искусства. Хор Чувашского радио и телевидения был с первых выпусков моих музыкальных передач на телевидении неизменным и желанным их участником.
Как-то после трансляций по ЦТ передачи «Хоровые произведения А. Васильева», исполнителем которых был хор, мне пришло письмо из далёкого Тирасполя. Молдаване благодарили за то, что смогли познакомиться с чувашской музыкой. Их покорила красота наших народных песен и мастерство их исполнения. Как я была горда за родное чувашское искусство!
Всесоюзным радио в исполнении хора было записано более двухсот произведений современных авторов и композиторов прошлых эпох, которые и сегодня звучат в эфире. Огромное число записей хранится в фондах Чувашского радио и используется в теле- и радиопередачах. Аудио- и грамзаписи произведений чувашских композиторов выпускались Всесоюзной фирмой «Мелодия» и а/о «Русский диск». Телепередачи с участием чувашского коллектива — «Слакбашские песни» Ф. Васильева и «Хоровые произведения А. Васильева» не раз транслировались Центральным телевидением.
Хop Чувашского радио и телевидения, затем академическая симфоническая капелла всегда находились в центре самых значительных событий отечественной музыкальной культуры. Коллектив был неизменным участником съездов, пленумов и концертов, организуемых Союзом композиторов СССР, России и Чувашии, Союзом концертных деятелей и министерствами культуры страны. Он выступал в Колонном зале Дома союзов, Рахманиновском зале Московской консерватории, в концертных залах «Россия» и Академии музыки им. Гнесиных, во Всероссийском Доме композиторов, на музыкальных фестивалях «Московская осень», «Панорама музыки России». Капелла всегда желанна на традиционном Фестивале музыки республик Поволжья и Приуралья.
Добрая дружба связывает коллектив с чувашскими композиторами. Творческой лабораторией, где ведутся поиски и делаются открытия, неизменным спутником композиторов в делах их Союза назвал в своё время хор народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР композитор Филипп Лукин. Сопровождая в качестве тележурналиста практически все концертные выступления и гастрольные поездки хора - капеллы, я была свидетелем исполнительского рождения новых музыкальных произведений, их оценки слушателями и специалистами высшего ранга.
Ярким художественным событием III фестиваля музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья, проходившего в 1984 году в Чебоксарах, было исполнение хором Чувашской государственной телерадиокомпании баллады Ф. Лукина на стихи В.Ахуна «Бессмертье павших сыновей». Запомнились глубокие скорбно-драматические чувства, которые вызывала звучащая музыка с голосом чтицы - народной артистки СССР В. Кузьминой.
1987 год - коллектив выступает в концерте хоровой музыки композиторов Чувашии в секретариате Союза композиторов РФ в Москве. Среди восторженных отзывов мнение Олега Галахова, заслуженного деятеля искусств РФ, секретаря правления Союза композиторов России: «Хор, руководимый Морисом Яклашкиным, обладает великолепными возможностями, может исполнить музыку любой сложности, в том числе и самые крепкие современные произведения. Это профессиональный коллектив, его возможности безграничны». Откликнулась на событие на страницах журнала «Советская музыка» в августе 1988 года татарский музыковед М.Файзулаева: «Хоровая музыка, безусловно, наиболее развитая и самобытная область творчества чувашских композиторов. Одна из причин: вы располагаете в настоящее время едва ли не лучшим коллективом такого рода в Поволжье, и, может быть, в РСФСР — хором Госкомитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию, возглавляемым истинным подвижником М.Н. Яклашкиным».
В 1988 году в Рахманиновском зале Московской консерватории прошёл авторский концерт Ф. Лукина. Обычно придирчивый и даже капризный, на этот раз он был счастлив и доволен успехом, обеспеченным хорошим исполнением его произведений. Тёплая дружба и взаимопонимание соединяли чувашского композитора с хором Гостелерадиокомпании, который к 80-летию мастера вокально-хоровой лирики записал диск-гигант «Калина красная», выпущенный тиражом в 15 тысяч экземпляров.
Последние десятилетия были богаты творческими событиями. Мне, делегату Союза композиторов Чувашии, вместе с хором Гостелерадиокомпании довелось принять участие в работе VI съезда Союза композиторов РФ. В 1990 году его началом
стал концерт в элитарном Рахманиновском зале. Приятно было осознавать, что именно наши артисты открыли панораму съездовских концертов. Запомнилась атмосфера, накаляющаяся с каждым исполненным произведением. А потом - бурные аплодисменты, цветы... Столичный композитор Валерий Григоренкр тогда сказал:
«В Москве такие коллективы бывают нечасто».
Событием исторического значения стал последний, VIII съезд Союза композиторов СССР, прошедший в марте 1991 года. Он собрал в Москве ведущие коллективы страны, в числе которых был хор Чувашского радио и телевидения. Радостно было осознавать, что мы - на равных с лучшими, как в творчестве, так и в исполнительском мастерстве. Один из участников съезда, редактор музыкальных передач Кабардино - Балкарского радио, мне много рассказывал о первом художественном руководителе и главном дирижёре хора Аристархе Орлове Шузьме, который в прошлом работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Кабардино-Балкарской АССР. Так вот, исполненные под его управлением произведения ныне входят в «золотой фонд» кабардино-балкарской классики и часто появляются в эфире.
В декабре 1991 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», на который был приглашен хор из Чувашии. О престижности этого форума говорят имена Ю.Тимерканов и Ю.Башмета, В.Спивакова и И.Ойстраха, М.Янсона. Потрясением и откровением для слушателей стали выступления американских артистов – всемирно известного скрипача И.Стерна, пианиста Е.Бронфмана и французского пианиста М.Рудь.
В Северной Пальмире чувашские артисты дали два концерта. Первый состоялся в красивом, с великолепной акустикой зале старинного особняка - там располагался Союз концертных деятелей. На выступлении присутствовали истосковавшиеся по родной культуре наши соотечественники, организовавшие в Санкт-Петербурге землячество «Аякри». Для слушателей исполнялись драматические произведения А. Васильева: часть из сюиты «Жаворонок» на стихи Г. Юмарта и первый хор из цикла «Бабье лето» на стихи В.Большовой. «Самое первое, что осталось отслушанного сегодня - это чувство радости — музыкантское и человеческое, чувство душевного, очищения», - так отозвался о концерте заместитель президента Союза концертных деятелей РФ, известный советский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Утешев.
Запомнилось, как взволнованно и ответственно готовились артисты к выступлению в Смольном соборе. Входивший в комплекс Смольного монастыря, но принадлежавшей Смольному институту, собор этот был построен в середине XVIII века. В знаменитом храме своё искусство показывали все лучшие хоры России и бывших союзных республик, выступали зарубежные коллективы. Концерт записывали наш телеоператор и телевидение Санкт-Петербурга. Камера запечатлела уникальную архитектуру собора, строгие лики святых на фресках и иконах и лица слушателей, словно растворившихся в звучащей музыке, погружённых в глубины чувств, устремлённых взорами ввысь. Возникало полное ощущение того, что мы находимся на церковной службе, а не на светском концерте. «Получил огромное удовольствие. Даже не ожидал, что коллектив, выступит на таком высоком не только профессиональном, но и творческом, уровне. Прекрасную лепту внесли чувашские музыканты в создание первого фестиваля «Рождественских музыкальных встреч в Северной Пальмире», - прокомментировал концерт А. Утешев.
На VII съезде Союза композиторов РФ, который проходил в 1995 году, для исполнения произведений отечественных авторов в Москву вновь был приглашен наш хор - уже Чувашская государственная академическая капелла. Как отметил чувашский музыковед, доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев, музыканты исполняли произведения, доступные по уровню, только самым высокопрофессиональным коллективам. Вспоминаются кадры, запечатлевшие уставшего, полностью выложившегося на концерте М. Яклашкина - несколько растерянного и одновременно счастливого, кланяющегося на фоне шквала заключительных аплодисментов и моря цветов.
Гостелерадиокомпания «Чувашия» никогда не теряла связей с академической капеллой. В 1996 году была снята передача «Ака-суха юрри» (Поклонение Земле и предкам), в которой коллектив исполнил новое хоровое произведение А. Васильева. Телевидение мощно поддержало композитора и дирижёра. В 1997 году А. Васильев и М. Яклашкин за создание и исполнение этого сочинения были удостоены званий лауреатов Госпремии республики.
Выступления хора - капеллы телевидение запечатлело в снятых при моем участии передачах, о творчестве чувашских композиторов В. Ходящева, Ф. Лукина, А. Васильева, А. Асламаса, поэтов-песенников А. Кибеча и А. Лукашина. Исполняемая им музыка звучит в телефильмах «Музыка, сцена, судьба...», «Дорога, которую я выбрал». С оператором телевидения и капеллой мне привелось побывать и в Нижнем Новгороде. Итогом стала передача, посвящённая 50-летию Нижегородской консерватории, воспитавшей для Чувашии несколько поколений музыкантов.
В 2000 году при поддержке Президента республики Н.Федорова в составе капеллы начал функционировать симфонический оркестр. Это неизмеримо расширило исполнительские возможности коллектива, основная деятельность которого направлена на возрождение и сохранение духовных ценностей родного народа.
СВЕТЛАНА МАКАРОВА,
музыковед,
член Союза композиторов России,
заслуженный деятель искусств Чувашии