г. Чебоксары Чувашской Республики

16:48 Традиционное августовское совещание педагогических работников г. Чебоксары

Сегодня состоялось традиционное августовское совещание педагогических работников города Чебоксары, в котором приняли участие министр образования ЧР Галина Чернова, глава администрации г. Чебоксары Николай Емельянов, первый заместитель главы администрации столицы Крета Валицкая, другие должностные лица и педагоги. С докладом «Качество образования: проблемы и технология управления» выступил начальник управления образования администрации города Чебоксары С.В. Капранов. (Из доклада начальника управления образования администрации города Чебоксары С.В. Капранова на августовском совещании педагогических работников города Чебоксары). Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Исходя из социальных требований к системе российского образования, изложенных в Концепции модернизации российского образования, главная задача образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Говоря о качестве образования, необходимо исходить из представления, что образование не идентично обучению и потому качество образования ни при каких условиях не может быть сведено только к качеству обучения. 1. Дошкольное образование. В последние годы актуальный характер приобрела проблема качества дошкольного образования. В социальном и педагогическом аспектах оно оценивается по соответствию образовательных услуг реальному запросу родителей, созвучностью содержания дошкольного образования идеям вариативности различных программ и технологий, педагогики развития, личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Воплощение этих ценностных ориентиров требует наличия целого ряда факторов. Прежде всего, это сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, доступность качественного дошкольного образования, роста педагогического мастерства, создания новых моделей ДОУ, дальнейшего совершенствования программного содержания дошкольного образования. Прошедший учебный год был довольно продуктивным в плане функционирования, становления и развития дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары. Радует, что на сегодня увеличивается контингент воспитанников в детских садах. Функционирует 128 ДОУ, в которых воспитывается более 19 тысяч детей. На данный момент детские сады укомплектованы полностью. Имеется большой спрос на места в центре города, в поселке Лапсары, в районе текстильщиков, «Чебоксарский трикотаж», ул. Б.Хмельницкого, ул. Шумилова. Увеличивается количество дошкольных учреждений, которые превышают требования государственного стандарта. По итогам аттестации предложено присвоить статус: - «Центр развития ребенка» ДОУ № 137, 141, 178, 185; - «Детский сад с приоритетным осуществлением физического развития» ДОУ № 123, - «Детский сад с приоритетным осуществлением личностного развития» ДОУ № 169, 59, 158, - «Детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального развития» ДОУ № 156, 149, 134, 111, - «Детский сад с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития» ДОУ № 9, 93, 160, 162, 177. С целью привлечения неорганизованных детей в детские сады ведется поиск новых форм дошкольного образования. В детских садах № 147, 148, 166 сформированы группы кратковременного пребывания. В ДОУ № 25, 110 – группы индивидуально-дифференцированного развития воспитанников с привлечением дополнительных средств родителей. С нового учебного года откроются группы интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в детских садах № 51, 147. Из года в год расширяется сфера дополнительных образовательных услуг, ими охвачено более 2000 детей. Особой популярностью пользуются услуги по обучению детей плаванию, английскому языку, спортивной гимнастике, хореографии, массажу, лечебной физкультуре. С целью удовлетворения запросов родителей в ДОУ организованы дежурные группы, функционирующие в утреннее и вечернее время. Содержание педагогического процесса в ДОУ в основном определяется республиканской «Программой воспитания ребенка – дошкольника», включающей национально-региональный компонент. Педагогами ДОУ при этом используются другие комплексные программы и технологии. Использование вариативных программ дало большую свободу творчеству, возможность строить педагогический процесс с учетом регионального компонента, предоставило педагогам выбор педагогических технологий, методов и форм работы с детьми. Педагогическим коллективом ДОУ № 185 разработаны единые тематические планы содержания образования, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса с учетом возраста детей, направленные на нравственное, художественно-эстетическое, познавательное развитие и формирование валеологической культуры. Педагогический коллектив в ДОУ № 59 реализует оригинальные методики, технологии, обеспечивающие высокий уровень эмоционально-личностного развития воспитанников через приобщение к культуре русского народа. В детском саду № 111 с детьми среднего, старшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Школа – 2100». Образовательный курс предусматривает проведение математики – «Игралочка», обучение грамоте – «По дороге к азбуке», окружающий мир – «Здравствуй мир», изодеятельность – «Путешествие в прекрасное», английский язык. В выпускной группе начальный курс информатики. Включен национальный компонент «Обучение чувашскому языку». Для реализации задач проблемы «Формирование любви к родине через ознакомление с родным городом» организована с детьми работа кружка «Мой город». Содержание педагогического процесса в детском саду № 93 определяется рядом программ, одна из которых «Развитие». В соответствии с данной программой определены различные формы организации развития детей. Реализуя задачи художественно-эстетического воспитания, активно сотрудничают с детской школой искусств. Одним из основных показателей качества образования является уровень здоровья и физического развития детей. О качестве образования можно говорить только тогда, когда в образовательном процессе присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая. Детские сады ориентированы на совершенствование системы работы по физическому воспитанию, охране здоровья детей. В этом направлении заслуживает внимание опыт работы ДОУ № 123, 181, 137, 186, 165, 178, 22 и др. В последние годы все более очевидным становится социальный заказ на возрождение в детских садах групп раннего возраста. Министерство образование РФ выделило проблему раннего возраста как наиболее актуальную на современном этапе для всех регионов России. 2. Знания, умения, навыки. На сегодня в городе Чебоксары 69 муниципальных общеобразовательных учреждений; 55 средних общеобразовательных школ, в том числе школ с углубленным изучением отдельных предметов – 10; 4 гимназии, 3 лицея, 1 начальная школа, 6 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. На конец учебного года в них обучалось 64 324 ученика. После начальной, основной школы и по окончании 10 класса 43,2% окончили школу на «4» и «5» , 147 выпускников награждены золотой медалью, как и в прошлом учебном году, 251 выпускник – серебряной медалью, что на 28% меньше результатов 2001 года. Говоря о качестве обученности наших школьников, нельзя не сказать о результатах предметных олимпиад. В целях выявления интеллектуально одаренных учащихся общеобразовательных учреждений города, развития их способностей и интересов в изучении основ наук в истекшем 2001-2002 учебном году проведено 19 городских олимпиад по общеобразовательным предметам. В них приняло участие 3668 учащихся 3, 8 - 11 классов. По итогам всех олимпиад присуждено 423 призовых места. Наибольшее количество призовых мест завоевали учащиеся следующих школ: средней школы № 44, гимназии № 46, лицея № 3, гимназии № 2, лицея № 2, гимназии № 1, гимназии № 4, средних школ № 53, 54. Анализ участия учащихся школ города в предметных олимпиадах и их результатов позволяет получить ежегодную рейтинговую таблицу, которая отражает систему работы общеобразовательного учреждения по выявлению интеллектуально одаренных учащихся и развитию их способностей. Отмечается результативная работа с ними в средней школе № 44, гимназии № 2, средней школе № 47, гимназии № 46, средних школах № 53, 59, гимназии № 1, лицеях № 3, 2, 1. Ежегодно учащиеся школ города Чебоксары принимают самое активное участие в республиканских предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами республиканских, участниками и дипломантами Всероссийских олимпиад. В 2002 году учащимися школ города завоевано 62 призовых места на республиканских олимпиадах; рост количества призеров за последние 4 года составил 25%, 11 призовых мест на Всероссийских олимпиадах (в 2001 году – 6). Призерами республиканских олимпиад стали учащиеся гимназии № 46, 1, 2, лицеев № 3, 2,1, средних школ № 44, 19, 35, 36. 40, 42, 49, 54, 61, 64. По результатам Всероссийских олимпиад Дипломами 1, 2, 3 степени награждены учащиеся гимназии № 46: Ильин Александр, Никитин Геннадий, Анохин Павел; средней школы № 11: Ананьева Елена, Филиппова Анастасия, Иванова Антонина; средней школы № 44: Скрипачев Павел, Гаврилов Дмитрий, Казаков Дмитрий. Нужно назвать и имена учителей, чьи ученики добились столь высоких результатов. Это – Шилина Вера Ивановна, учитель экономики СОШ № 44, Дельцов Виктор Павлович, учитель физики СОШ № 44, Федорова Ольга Павловна, учитель химии гимназии № 46, Желобанова Валентина Михайловна, учитель физики гимназии № 46, Иванова Галина Александровна, учитель технологии СОШ № 11. Говоря о качестве успеваемости школьников, необходимо проанализировать результаты эксперимента по введению единого государственного экзамена. Сегодня для всех уже становится очевидным, что ЕГЭ – это на самом деле более объективная оценка знаний и он проводится именно для повышения объективности итоговой аттестации выпускников и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования. В 2002 году выпускники школ города по 7 предметам сдавали экзамены по выбору в форме ЕГЭ (русскому языку, биологии, химии, географии, физике, обществознанию, истории) и все выпускники – обязательный экзамен по математике в форме ЕГЭ. Из 5050 выпускников экзамен по математике сдали на «5» 13% учащихся 11 классов (для сравнения: в 2001 году – 9,8%), на «4» - 43,5% (40,4% в прошлом году), на «3» - 36,6% (45,8% в 2001 году), на «2» - 6,9% выпускников, что на 2,9% больше результатов прошлого года (в 2001 году 4% выпускников получили неудовлетворительную отметку на экзамене по математике). Здесь есть над чем задуматься. С одной стороны, вызывает удовлетворение достаточно высокий уровень математической подготовки выпускников школ города: всех лицеев и гимназий, средних общеобразовательных школ № 7, 44, 49, 54, 61, в которых более 70% выпускников справились с заданиями на «4» и «5». С другой стороны, не может не тревожить увеличение количества выпускников, не справившихся с заданиями за курс средней школы. В средних школах № 6, 11, 24, 25, 36, 56, Кадетской школе более 10% выпускников, а в школах № 1, 9, 14, 23, 33, Заволжской школе – более 20% выпускников получили неудовлетворительную отметку по результатам ЕГЭ по математике. Хорошие знания показали выпускники, выбравшие экзамен по русскому языку, а это 41% учащихся 11 классов школ города, т.е. 2051 человек. Из них 22% справились с работой на «5», 65% - на «4», 12,6% - на «3» и 9 человек (0,4%) получили неудовлетворительную отметку. Результаты экзамена по русскому языку нынешнего года выше результатов прошлого года (2001 год: на «5» - 14%, на «4» - 61%, на «3» - 25%, на «2» - 3%) и превосходят средние показатели по Чувашской Республике и по России. Если в измерениях по 100-бальной шкале средний показатель по русскому языку по России составляет 51 балл, по Чувашской Республике – 59, то по городу Чебоксары – 61 балл. Во многих ОУ города ведется определенная работа по выявлению и развитию способных учащихся в области научно-технического творчества, по привитию им навыков исследовательской и экспериментальной деятельности; ежегодно проводится городская научно-практическая конференция школьников. В работе 17-ой городской конференции школьников, которая проходила в январе 2002 года на базе городского дворца детского и юношеского творчества, участвовало 268 учащихся из 34 образовательных учреждений города, прослушано и оценено 225 работ. Самые достойные работы были представлены на 6 республиканской конференции-фестивале творчества молодежи и школьников, на которой 90 работ учащихся города Чебоксары отмечены Дипломами 1 и 2 степени, а это 62% от 146 работ, награжденных Дипломами по итогам республиканской конференции. Члены жюри как городской, так и республиканской конференции с удовлетворением отмечают, что уровень работ растет из года в год, большинство работ учащихся носят исследовательский характер, содержат результаты экспериментальных исследований. В этом огромная заслуга педагогов школ, преподавателей вузов, которые являются научными руководителями учащихся. Особенно результативно работают в этом направлении коллективы лицеев № 1, 2, гимназии № 4, средней школы № 59, чьи ученики затем активно участвуют и завоевывают Дипломы различной степени на конференциях Всероссийского уровня. 3. Показатели личностного развития. Сейчас все большее число исследователей и, самое главное – практиков вновь приходят к убеждению, что без воспитания нет и не может быть развития личности. Но если обучение практически полностью осуществляется в школе, то воспитание и развитие в большей степени происходят вне школы. Учитывая этот факт, Информационно-методический центр, принимая участие в создании единой системы управления качеством образования в городе, разработал и в течение прошедшего учебного года успешно апробировал в действии проект муниципальной целевой программы организации внеурочной деятельности школьников «Мы – чебоксарцы», состоящий из восьми подпрограмм, содержание которых предусматривает развитие личности ребенка по следующим приоритетным направлениям: - общественно-полезное (подпрограмма «Дом, в котором я живу»), - спортивно-оздоровительное (подпрограмма «От спорта к здоровому образу жизни»), - героико-патриотическое и гражданское, - интеллектуально-познавательное (подпрограмма для младших школьников «Мы познаем мир»; подпрограмма для среднего школьного возраста «Взгляд в будущее»; подпрограмма для старшеклассников «Мир подростка»), - творческое и культурно-досуговое (например: «Созвездие школьных талантов», «Клубный пиджак»), - экологическое (подпрограмма «Я и природа»). Подводя итог проведенной работе можно с удовлетворением констатировать положительные результаты, выражающиеся в следующем: 1) сложилась целостная система организации разнообразной по формам и содержанию внеурочной деятельности школьников в масштабе города; 2) увеличилось число школ, принимавших участие в районных и городских мероприятиях (с 35-ти в 2000-2001 учебном году до 50-ти в прошедшем учебном году). Особо активными были школы № 10, 39, 44, 54, гимназия № 4; 3) охват учащихся в реализации отдельно взятых подпрограмм составлял от 150 до 1500 человек; 4) разнообразие содержания, используемых форм и методов в организации работы с учащимися позволило приблизиться к выполнению важнейших задач воспитания, таких как: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности и успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; 5) укрепилось взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования в процессе реализации программы «Мы – чебоксарцы» и, как следствие в совместном решении вышеназванных задач. Бесспорно, учреждения дополнительного образования детей остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Сегодня в городе созданы и действуют 10 самостоятельных учреждений дополнительного образования детей, 18 подростковых клубов, 5 школ искусств и художественно-эстетические отделения СОШ № 55, 59. Всего в 2001-2002 году в УДОД действовали 528 детских объединений с общим охватом более 23480 детей и подростков в возрасте от 6 – до 18 лет. Говоря о новом подходе к решению проблемы сертификаций дополнительного образования хочется отметить положительный опыт таких учреждений, как центр развития творчества детей и юношества Ленинского района, центр дополнительного образования Московского района, школы искусств при СОШ № 54, 61, где уже в течении нескольких лет учащимся, окончившим музыкальные, художественные, прикладные, профильные детские объединения выдаются соответствующие свидетельства и удостоверения. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями успешно решается в Центре дополнительного образования, доме детского творчества Московского района, где охват их составляет 870 детей. Но наряду с положительными результатами необходимо сказать и о проблемах, которые еще достаточно слабо решаются городскими учреждениями дополнительного образования детей. Это, прежде всего, проблемы неполного охвата детей города услугами дополнительного образования. Следующая проблема – это слабая организация научно-исследовательской, экспериментальной работы по созданию условий для полного качественного обучения и разностороннего развития детей. В наших учреждениях дополнительного образования детей сегодня главным критерием оценки качества образования является сохранение контингента детей. Можно назвать еще ряд таких критериев, как количество призовых мест среди учащихся в различных районных, городских, республиканских конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, фестивалях, количество концертов и выступлений детей на разных уровнях, количество образцовых детских коллективов и т. д. К сожалению, недостаточно анализируется при этом доля охвата старшеклассников, которые более других подвержены влиянию негативных социальных пороков, как правонарушение, наркомания и т.д. А если и анализируется, то не принимаются достаточно действенные меры по их привлечению в детские объединения. Одним из критериев оценки качества образования является показатель уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних – учащихся школ. Но в образовании личности участвует не только школа, но еще семья, социум, СМИ и т. д. Работа по выявлению людей, которые прививают школьникам навыки антиобщественного, аморального, противоправного поведения – обязанность правоохранительных органов. Роль школы здесь носит профилактический характер, и с этой работой большинство образовательных учреждений справляется неплохо. Так, индивидуально-коррекционная деятельность с учащимися девиантного поведения систематизирована в СОШ № 20, 62, 44, 38. Они включают в себя различные формы диагностирования, что позволяет установить причины отклонения в поведении учащихся, определить программу индивидуальной коррекции ребенка. Интересные формы и методы контактного взаимодействия школы с родителями применяется в СОШ № 2, 12, 28. В образовательных учреждениях дополнительного образования детей, центрах и домах детского творчества, в большинстве школ города накоплен значительный методический материал, сценарии разработки мероприятий для детей и подростков по вопросам правового воспитания и поддержанию здорового образа жизни. В них отражается информация о проблемах СПИДа, наркомании, токсикомании, алкоголизма в нашей республике, России, за рубежом, а также имеются рекомендации по формированию навыков здорового образа жизни среди подростков и соблюдения ими нравственно-этических норм поведения. Профилактическая работа с учащимися, проводимая в рамках социализации личности – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. И поэтому от качества этой работы зависит возможность и способность противостояния подростков тем негативным влияниям, которым они подвергаются в социуме, а порой и в семье. Благодаря целенаправленной деятельности образовательных учреждений по профилактике девиантного поведения учащихся за 7 месяцев текущего года значительно сократилось (на 27%) количество совершенных преступлений и количество участников преступлений по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Если в 2001 году учащихся, совершивших преступление было 207, то соответственно в 2002 году их количество составило 152 человека. Однако на сегодня в СОШ № 22, 53, 61 эта проблема остается острой. Вся та большая профилактическая работа, которая ведется в школах, не может и не должна заменять деятельности правоохранительных органов, ведь они наравне со школой несут перед обществом ответственность за правовое образование личности школьника, за моральное и нравственное здоровье подрастающего поколения. Но, к сожалению, на протяжении многих лет не удается наладить должного межведомственного взаимодействия, и те инспектора по работе с несовершеннолетними, которые призваны оказывать непосредственную помощь образовательным учреждениям в работе с подростками «группы риска», зачастую появляются в школах в начале и в конце учебного года, когда надо подвести итоги и составить отчет. Профессионализм педагога и его отношения к работе. Педагогическая роль в формировании личности, в повышении качества образования бесспорна. Именно педагог ежедневно на уроке и во внеурочной деятельности закладывает основы нравственных и духовных устоев личности. Профессиональный уровень педагогов города достаточно высок. В образовательных учреждениях города Чебоксары работает 7646 педагогов, более 80% из них имеют высшее образование, 68% педагогов имеют квалификационные категории, 11 человек удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 104 – «Заслуженный учитель Чувашской Республики», 777 педагогов награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Непрерывное повышение уровня профессионального мастерства педагогов и активизации научно-педагогических исследований – неотъемлемое условие для повышения качества образования. Система повышения квалификации педагогов в городе строится по четырем направлениям: 1) организация методической работы в ОУ; 2) учеба и организация семинаров для различных категорий педагогов в рамках города и районов; 3) курсовая подготовка и организация семинаров через Чувашский республиканский институт образования; 4) обучение по различным программам за пределами республики. В истекшем учебном году 709 человек прошли курсы и 290 человек участвовало в работе семинаров по различной тематике на базе республиканского института образования; проведено 9 городских семинаров для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, на которых средние общеобразовательные школы № 14, 44, 49, 55, 51, 24, 6, 56, 59 поделились опытом работы по проблеме «Развитие творчества школьников на уроках и во внеурочное время (применение различных педагогических технологий, авторских концепций, методических приемов)»; 5 семинаров для заместителей по воспитательной работе. Среди педагогов города много творческих личностей, работающих по экспериментальным, инновационным программам, добивающихся в своей работе высоких качественных результатов. Об этом говорит активное участие учителей в ежегодном городском фестивале педагогических находок учителей начальных классов, республиканском фестивале учителей предметов естественно-математического цикла. В городском фестивале «Развитие познавательных интересов младших школьников через уроки природоведения», который прошел в ноябре 2001 года на базе средней школы № 59, приняло участие 323 человека, опытом своей работы поделились 31 человек, продемонстрировав интересные фрагменты уроков на высоком профессиональном, методическом уровне. Выставка наглядного и дидактического материала, изготовленного учителями, организованная в рамках фестиваля, выявила лучшие содержательные материалы, представленные учителями гимназии № 4, специальной общеобразовательной школы № 21, ОУ «Начальная школа-детский сад для детей с нарушением речи», средних общеобразовательных школ № 2, 28, 33, 35, 52, 53, 59. Рост престижа ОУ в социуме, выражающийся либо в притоке, либо оттоке учителей и учащихся. Общественный авторитет общеобразовательного учреждения в микрорайоне, городе является прямым следствием результатов образовательного процесса. Конкуренция образовательных учреждений между собой за контингент, за лучших учителей, за более высокий общественный авторитет в городе или районе стимулирует повышение качества образования. Образовательное учреждение должно быть конкурентоспособным и престижным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. В постоянном поиске дальнейшего развития и совершенствования находится большинство школ города. Общеобразовательные учреждения города ежегодно активно участвуют в конкурсах «Школа года», проводимых министерствами образования Чувашской Республики и Российской Федерации. В 2001-2002 учебном году призерами республиканского конкурса «Школа года» в различных номинациях стали: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15, средняя школа № 6, гимназия № 1. С 1998 года лицей № 1 является экспериментальной площадкой Академии педагогических и социальных наук РФ. В 2001-2002 учебном году педагогический коллектив лицея продолжил работу на втором этапе исследовании (практическом, опытно-подтверждающем) по теме «Правовое образование как фактор гражданского становления личности». Газета «Первое сентября», подводя итоги Всероссийского конкурса «Урок толерантности» определила лауреатов этого конкурса – учителей лицея № 1: Звереву Татьяну Николаевну, за разработанный урок по основам нравственного воспитания; Савина Айрата Юрьевича и Клинк Надежду Юрьевну за совместную методическую разработку «Решение проблем толерантности на уроках социогуманитарных дисциплин методикой дебатов». Школы города принимают участие в различных международных проектах. Лицей № 1 – основатель и участник проекта «Радужное дерево дружбы». Гимназия № 4 участвует в ряде международных проектов: в программе «Друзья по духу и надежде; «Акт в поддержку свободы»; «Интеркультура». В истекшем учебном году 3 ученика гимназии № 4 прошли обучение в США и 2 студента из Новой Зеландии и Южной Америки обучались в гимназии. Средняя школа № 49 организует инновационную деятельность через участие педагогов и детей в следующих проектах: «Сообщество», «Радужное дерево дружбы», «Школьная компания». Школа № 49 участвовала на международных соревнованиях в городе Тула, где получила кубок и звание «Лучшая школьная компания». В январе 2002 года средние школы № 47 и 49 принимали участие в первой Нижегородской ярмарке «Школьной компании». Школа № 49 получила звание «Лучшая школьная компания Поволжья», а школа № 47 – приз за самый лучший товар. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 32 впервые участвовала на восьмой Всероссийской ярмарке школьных компаний в городе Москва и стала победителем в трех номинациях; по итогам работы ярмарки награждена тремя компьютерами. В гимназии № 46 большое внимание уделяется развитию межшкольного обмена между гимназией и лицеями из городов Труа и Тулуза (Франция). В феврале – марте 2002 года 8 учащихся и 2 преподавателя гимназии № 46 проходили трехнедельную языковую практику во Франции. Уважаемые коллеги! Заканчивая свое выступление, разрешите поздравить вас с наступлением нового учебного года. Хочу пожелать вам профессионализма в работе, творческих успехов, благодарных учеников, крепкого здоровья, простого человеческого счастья


27 августа 2002
00:00
Поделиться